Американские и итальянские демографы выявили неожиданную закономерность: чем выше благосостояние семьи, тем в ней в среднем меньше рождается детей.
Это связано с закономерностью человеческого бытия, с духовно-нравственными законами человеческой цивилизации. То, что в Италии и Америке заметили только сейчас, в Англии обнаружили 260 лет назад.
Адам Смит опубликовал свой труд о богатстве и бедности народов. Уже тогда им было выяснено несколько вещей. Первое — этот факт, что благосостояние и рождаемость имеют обратную корреляцию: то есть, чем выше уровень доходов, тем ниже рождаемость, больше абортов и проявлений потребительского отношения.
И второе — история снижения рождаемости имеет четко выраженный принцип, согласно которому репродуктивность начала снижаться в самых обеспеченных слоях общества.
Я не устаю приводить пример внутрироссийского масштаба: взять Рублевку и другой полюс социального благополучия, то есть неблагополучия, разрушенные войной районы Чеченской республики, Ингушетию, Калмыкию или Туву. Там везде рождаемость выше, чем на Рублевке.
Более того, разводов больше у олигархов, чем у жителей вышеперечисленных регионов. Все эти вещи, которые сводятся к благосостоянию, нисколько не подтверждают зависимость рождаемости от богатства, а напротив — опровергают эту сентенцию.
В данном случае в подобных исследованиях я ничего нового не увидел. Они лишь повторяют старый опыт. Закончу так: что и требовалось доказать.
Игорь Белобородов, директор Института демографических исследований